Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

  • Открытие конференции
  • Пленарные доклады - первый день конференции
  • Пленарные доклады - второй день конференции
  • Закрытие конференции
  • Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами
  • Пленарные доклады - второй день конференции


    Иерусалимская С.Ю., к.и.н., Ярославльский гос.ун. им. П.Г. Демидова

    Несостоятельность попыток реабилитации гетмана Мазепы.

    (стенограмма выступления)

        Спасибо за предоставленное слово. Объясню причину моего доклада во второй раз. Доклад готовила профессор, доктор исторических наук Юрчук К.И., но она в тяжелом состоянии в больнице, ей за 70 лет и моя супруга Иерусалимская С.Ю., которая тоже заболела. Этот доклад, который я взял на себя смелость озвучить, имеет и мою позицию, так как они консультировались со мною по ряду вопросов. Во-вторых, у меня еще есть личный аспект. Я сам вырос на Украине и нас учили в школе, что Мазепа – изменник. Помню, как ходили по праздникам с бабушкой в единственный храм многомиллионного города Днепропетровска...

        Я попытаюсь не заниматься церковными вопросами, которые здесь блестяще озвучили и мне сейчас гораздо легче выступать после протоиерея Андрея. Я собираюсь дать такую историко-социологическую оценку, разобраться в подоплеках, почему сегодня ряд сил на Украине не только религиозных, но и прежде всего политических предпринимают попытки реабилитации гетмана Мазепы.

        Конец 2004 года. У власти встала администрация президента В.А. Ющенко, и этого во многом повлияло на геополитическую ситуацию во всей Европе. Новые власти заявили о евроинтеграции в мировое сообщество как основном приоритете украинской внешней политики. В свою очередь, заинтересованность Евросоюза в принятии политического решения сотрудничества с Украиной была продиктована желанием расширить границы ЕС и, соответственно, территорию своего влияния. Новый вектор политического регулирования государственной политики требовал от участников «оранжевой коалиции» поиска свежих исторических фигур, идей, легенд и мифов, поскольку старые были в их глазах либо дискредитированы, либо неэффективны.

        Таким образом, оранжевое руководство попыталось создать для Украины новейшую национальную историю, которая могла бы усилить его влияние, поднять авторитет и перехватить инициативу у формирующейся парламентской оппозиции. При президенте В.А. Ющенко и коалиции его сторонников с блоком Ю. Тимошенко в украинском парламенте эта линия активно проводилась в жизнь на государственном уровне. В целом, в 2004–2009 гг. на территории Украины имела место так называемая выборка знаковых исторических фигур и событий, основной миссией которых должна была стать прозападная ориентация страны.

        Указанные символы призваны были утвердить в обществе консенсус относительно прошлого и стать историческими маркерами Украины, как в общественном сознании, так и на международной арене. Основными критериями указанного «естественного отбора» являлись: прямая связь исторической фигуры или события с политической конъюнктурой, необходимой для идеологического обоснования формирования новой исторической памяти и безусловная знаковость для Украины избранного символа, историческая и политическая реабилитация которого была предусмотрена новой властью.

        Следует отметить, что внедрение новейшей исторической памяти в общественное сознание, как самого народа Украины, так и соседних государств, не обошлось без оспаривания данного наследия в разного рода политических и социо-культурных дебатах. Конфликты возникали в тех случаях, когда исторические события становились предметом политической борьбы. Обращение к «урокам истории» в большинстве случаев совпадало с кризисными моментами в политике, экономике или избирательными кампаниями.

        Указанный вектор движения в части украинского общества определил вступление Украины в затяжной конфликт по поводу переоценки исторического прошлого с Россией, причем в этот конфликт прямо или косвенно оказались втянутыми ряд других стран, прежде всего России, и международных организаций – от ООН и ЮНЕСКО.

        Так, большие дискуссии разгорелись вокруг знаковой фигуры Мазепы. Значительная часть украинских историков, публицистов и государственных деятелей стремились поменять минус на плюс в оценке его деятельности, стараясь представить последнего несгибаемым и убеждённым борцом за независимость Украины. Для разбора данной полемики проанализируем исторические факты. Обратимся к биографии Мазепы. До сих пор точно неизвестен год рождения украинского гетмана.

        Родился (по разным источникам) в 1629, 1633, 1639, 1644 гг. в украинской шляхетской православной семье в селе Мазепинцах Белоцерковского староства на Киевщине. Его отцом был Адам-Степан Мазепа, один из соратников Богдана Хмельницкого, который вместе с ним принимал участие в Переяславской Раде, но договор не поддержал и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, происходила из старинного рода, который занимал руководящие должности в Киевском казачьем полку. Образование Иван Мазепа получал в Киево-Могилянском коллегиуме, затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. В 1665 г., после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского. В 1668 г. Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника.

        Бывая в Москве, Мазепа снискал к себе расположение В.В. Голицына, а после падения Самойловича подкупленный им Голицын, оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 1687 года на раде под Коломаком. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся, в своей политике опирался на старшину, щедро раздавая ей имения, как справедливо отмечал протоиерей Андрей. Покровительствовал он также духовенству, церквам и монастырям. Более того гетман снискал милость и уважение при дворе Петра I, который неоднократно встречался с ним в Москве и Киеве. Мазепа беспрекословно исполнял даваемые Петром распоряжения, что давало повод последнему считать гетмана одним из преданных себе лиц.

        Мы все знаем, что орден Андрея Первозванного, который Петр учредил, он отдал Мазепе. Поэтому Петр расценил его поступок, как и личное предательство. Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 году, когда он обсуждал ее с княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже гетман вел переговоры на эту тему с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским.

        До самого последнего момента Мазепа сумел сохранить доверие Петра, даже не смотря на сообщения о его заговорщицкой деятельности с Украины. Всем известно, это и Искра, и Кочубей, которые были казнены, потому что Петр не поверил, что Мазепа замышляет измену. После 1708 года царь Петр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к московским войскам под Стародубом. Тот медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные наступлением шведского короля на юг. В то же время гетман совещался с примкнувшими к нему старшинами и вел переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через Войнаровского. Причем Меншиков заподозрил неладное и решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу XII.

        Получив известие об измене Мазепы, Петр распорядился избрать нового гетмана. Им был избран И.И. Скоропадский, а Мазепа предан, как мы знаем, анафеме. С Полтавской битвой дело бывшего гетмана оказалось проигранным, он бежал вместе с Карлом XII и 18 марта 1710 года умер в Бендерах. Тело его перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия.

        Переход Мазепы на сторону Швеции некоторые из историков считают фактом случайным, делом эгоистических стремлений. Но в последнее время выдвинута и другая точка зрения, что союз Украины со Швецией назревал и подготавливался давно, и шаг Мазепы не был шагом только эгоиста, но и шагом политическим (Мазепа, таким образом, стремился получить независимость Украины.), лишь неверно просчитанным гетманом, а потому и не имевшим успеха.

        Преследуя свои цели, Мазепа нимало не заботился о независимости Украины... И в конце жизни он согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. По соглашению, заключенному между Мазепой и Станиславом Лещинским вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна была вернуться под владычество Польши и оставаться под ее короной, за что Мазепа награждался титулом князя и получал Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имел герцог Курляндский в своей земле.

        Таким образом, вся жизнь и деятельность И.С. Мазепы раскрывает несостоятельность современных попыток реабилитации украинского гетмана. Его предательство, нарушение присяги по отношению к России, переход на сторону Швеции – противника России, закономерно привели к анафеме со стороны Русской Православной Церкви.

        В настоящее время вопрос об анафеме на гетмана Мазепу был вынесен на обсуждение Священного Синода УПЦ Московского Патриархата, заседание которого состоялось 14 ноября 2007 года.

        Вместе с тем сторонники В.А. Ющенко и сам президент Украины предприняли ряд мер по снятию анафемы с гетмана Мазепы и реабилитации данной исторической фигуры: 17 марта 2008 г. на Всеукраинской казачьей Раде Украины в Киеве, В.А. Ющенко заявил, что он издал Указ об установке памятников гетману Мазепе в столице Украины, а также Полтаве.

        Может быть, кто-то видел из коллег фильм советского режиссера Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу»? (фильм запрещен в России– ред.). И в этом фильме была сцена, в которой Петр показан беснующимся, фанатиком. Он рушит склеп Мазепы. Мазепа схватил его рукой и душит. Это очень символично. Это показывает, что фигура Мазепы возвращается в наши дни.

        В ряде СМИ активно дебатируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 г., хотя мы это знаем, что такого не было, и отец Андрей рассказывал уже об этом. В феврале 2008 года в ходе своего визита в Москву, В.А. Ющенко продолжил обсуждение указанной темы и поинтересовался у Патриарха Всея Руси Алексия II, действительно ли в 1918 году была снята анафема с гетмана Мазепы.

        Цитирую Святейшего Патриарха Алексия II: «патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Русской Православной Церкви. […] снятия анафемы не было».

        Возвращаясь в наши дни, хочу отметить, что академические историки, свободные от изложения идеологизированной подоплеки указанных событий, без труда расставят необходимые акценты в так называемом «деле Мазепы». Анафема справедлива. В случае же использования рассматриваемой фигуры (вкупе с рядом других символов) как аргумента в политических целях, следует иметь в виду, что инструментарий такого рода имеет свойство не только обращаться против своих создателей, но и провоцировать незатухающие конфликты как внутри страны, так и за ее пределами, нередко приводя к смене государственной власти. Как мы сейчас знаем, это и произошло на Украине. А новый президент Янукович взял курс на длительное сотрудничество с Россией.

    Бойко-Великий В.В.: Спасибо. Буквально один вопрос можно задать, если у кого-то он есть.

    Болдырев Ю.А., народный депутат Украины: Мне приходилось встречать работы, в которых утверждалось, что Петр и Мазепа принадлежали к одной масонской ложе. И что это было дополнительным аргументом для Петра возненавидеть предательство Мазепы. Потому что они клялись в одной масонской ложе. Скажите, попадались ли Вам какие-нибудь достоверные документальные свидетельства о принадлежности к масонам, как царя Петра, так и Мазепы? Потому что это было в материалах украинских печатных СМИ...

    Иерусалимский Ю.Ю.: Очень интересный вопрос. По этому поводу можно долго говорить. Это и книги В.И. Старцева, С.А. Карпенка и ряда других имен на эту тему. Что я могу здесь отметить, так это то, что точно про масонов мы никогда сказать ничего не сможем. Это настолько глубоко законспирированная организация, что мы можем только предполагать с большей долей вероятности. Есть книги, как и события, которые появились в начале XX века... Даже косвенно, как не пытались посмотреть источники я, Юрчук К.И., Иерусалимская С.Ю., мы не нашли никаких доказательств существования масонов в России вообще. Первое косвенное свидетельство появления масонов в России – это 1730-е годы. И всё. Вопрос можно закрыть навсегда.

    Бойко-Великий В.В.: Я хотел бы поддержать автора в том, что во времена Петра I масонов в России вообще не было. Но в то же время о них очень много точно известно. Временное правительство, например, на 90% состояло из членов масонской ложи. Спасибо за доклад.

    Вернуться >>>

    Православный календарь

    7533 год от сотворения мира
    2024 год от Рождества Христова

    Сегодня
    02 мая
    (19 апреля ст.с)

    02 мая
    Великий Четверток. Воспоминание Тайной Ве́чери.


    03 мая
    Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

    Обращение
    В.В. Бойко-Великого

    К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

    Награды Фонда



    Поиск по сайту


    Фотогалерея

    Светлана Копылова
    Геннадий Борисович Кузьминов, руководитель пресс-центра генеральной дирекции ММКВЯ вручает Василию Вадимовичу Бойко-Великому от оргкомитета 24 Московской международной книжной выставки-ярмарки Диплом за значительный вклад в развитие отечественного книгоиздания и возрождение духовной культуры русского народа.
    Сотрудники агрохолдинга готовятся к митингу.
    Русскому народу нужна Правда Божия!

    Популярное на сайте

    Авторская мода


    Русский, одевайся по-русски!


    Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


    Пожертвовать

    Внести пожертвование.


    ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр