Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

  • Открытие конференции
  • Пленарные доклады - первый день конференции
  • Пленарные доклады - второй день конференции
  • Закрытие конференции
  • Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами
  • Пленарные доклады - первый день конференции


    Галкин Т.О., Бунин Д.С., к.и.н., Владимирский гос.ун-т

    Геракл, который хотел остаться самим собой.

    (стенограмма выступления)

        Уважаемый участники конференции, уважаемый президиум, уважаемый председатель! Хотим, прежде всего, от всего сердца поблагодарить за возможность выступать на такой представительной конференции. Мы осознаем, что мы с направлением нашего исследования смотримся немного белыми воронами, поскольку мы археологи, и именно с вот этой стороны в меру сил своих и возможностей (возможности у нас не столь велики, поскольку археология гораздо более затратный вид деятельности, нежели исторические исследования), но тем не менее мы хотели бы представить вам один из результатов деятельности нашей рабочей группы, направленный на изучение (нас всегда это привлекало) греческих государств Причерноморья, это дославянская, но все же история нашей страны. Особенно актуальным в связи с нынешней конференции появление одного из выводов Фоменко, где фигура этого античного персонажа Геракла объявлялась идентичной личности Иисуса Христа. И в связи с этим мы хотели выступить с наших археологических позиций, с нашими археологическими инструментариями в защиту священной традиции.

        Сама идея некого разоблачения «новой хронологии» академика Фоменко выглядит несколько абсурдно. Ибо разоблачать то, что a priori является абсурдом достаточно сложно. Однако повсеместная распространенность работ по т.н. «новой хронологии» создает опасность неправильного восприятия молодежью, да и людьми более зрелого возраста, без специального исторического образования, некоторых постулатов этой теории. Что, безусловно, наносит огромной вред исторической науке в нашей стране. В вину последней работе гг. Фоменко и Носовского (Геракл. «Древний»- греческий миф XVI в. Мифы о Геракле являются легендами об Андронике-Христе, записанными в XVI в. М., 2010) можно также поставить многочисленные искажения (а по сути – полное отрицание) Священной Традиции, а с другой стороны абсолютно неверное представление о религиозной жизни на территории нашей страны в дохристианскую эпоху.

        Наш авторский коллектив занимается изучением межрелигиозных взаимодействий на территории Северного Причерноморья в античную эпоху и, соответственно, целью работы является иллюстрация несостоятельности выводов Носовского и Фоменко, касающихся культа Геракла (который по Носовскому-Фоменко идентичен Христу, а также Андронику, Андрею Боголюбскому и др.).

        Фоменко и Носовский говорят о том, что, якобы, корпус античных письменных источников, дошедших до нашего времени, умещается в десятке произведений в одном книжном шкафу. Однако, мягко говоря, это не так. Количество античных источников воистину огромно, и одним книжным шкафом здесь не ограничиться.

        Однако, искусственно усложнив себе задачу и, некоторым образом, «поиграв в поддавки» с авторами допустим в качестве абстракции «поддельность» и «искаженность» письменных античных источников и будем действовать опираясь только на данные археологии.

        Итак, большая часть источников, дошедших до нас от античности, является фальсификатом более позднего – предположительно, эпохи Возрождения – времени. Но что тогда авторы предложат делать с огромным массивом источников материальных, куда входят десятки тысяч монет, тысячи посвятительных надписей, произведений античного искусства? На этот вопрос ответа мы, видимо, не дождемся никогда. Ведь любому здравомыслящему человеку достаточно сложно представить некий тотальный средневековый заговор, в который были бы вовлечены многие государства и огромные массы людей, подделывавших тысячи предметов материальной культуры, затем развозивших их по Средиземноморью (или вообще по всему свету), зарывавших их в землю (каждый раз на строго определенную глубину, в соответствии с расположением культурных слоев в той или иной местности) и, самое главное, свято веривших в то, что именно эти предметы будут когда-либо обнаружены.

        Носовский и Фоменко пишут об известном мифе, когда Геракл удушает змей, которых Гера прислала расправиться с ним. Они считают, что это проецированный миф о бегстве Христа от царя Ирода. Это не так. Монеты, на которых на лицевой стороне изображен младенец Геракл удушающий змей известны в достаточных количествах и отчетливо датируются начиная с 395 г. до н.э. Само изображение Геракла на монетах характерно для Фив – одного из исконных центров поклонения обожествляемому герою. В этот период Фивы в союзе с Афинами выступают против гегемонии Спарты. Причем лицевая сторона, изображавшая младенца Геракла, являлась символом союза, а оборотная сторона была традиционна для городов, участников союза – львиный скальп для Самоса, идущая корова для Византия, цветок граната для Родоса, пчелу для Эфеса и т.д. Столь широкое распространение изображений Геракла (или его атрибутов) в дальнейшем говорит о том, что чисто мифологическое значение этого символа уже переросло в аллегорическое – символ борьбы молодого государственного образования с сильным противником.[Зограф 1951. 98]

        Изображения на монетах Геракла, как в греческое, так и в римское время, являлись одновременно пропагандой и в области религии, и в области культуры. Часто Геракл выступал в роли покровителя римских императоров и становился символом Империи в период ее блестящих побед. К таковым можно отнести чеканку Траяна, Адриана и Антония Пия. Их основная идея заключалась в том, чтобы связать императоров с римской древностью и довести религиозную политику до обывателя. В частности, культ Геракла покровительствовал императорам Антонине и Севере. Также его изображали на монетах при императоре Коммоде: сам император представал в виде античного героя с рогом изобилия, яблоками Гесперид и легендой о том, что всеобщее счастье зависит от его добродетели. Сложно удержаться и не привести пример совсем с другого конца Европы. Культ силы и здоровья помогал Коммоду добиться поддержки у римского войска, на тот момент состоявшего из варваров с Рейна и Дуная, Фракии и Британии. Этот тип монет явно был обращен к армии, а не к сенату.

        Впрочем, апеллировал к идее сакрального царя-воина не только Коммод, но и другие императоры - Александр Север, Максимин Фракиец, Константин I.

        Помимо непосредственного изображения Геракла, на монетах римской поры часто изображался храм Геркулеса. На монетах Антонинов он имеет четыре колонны, внутри помещена статуя Геркулеса, изображаемая часто с яблоками Гесперид. Иногда скульптурная группа, включающая статуи Геркулеса и нимф, помещается внутри двухколонного храма.

        Также не менее интересными являются клейма на кирпичах, идентичные изображениям на монетах. Среди эмблем на них также встречается изображение Геракла.

        В городах Северного Причерноморья, «друзьях и союзниках» Римской Империи, изображения Геракла тесно были связанны с проводимой религиозной политикой. В частности, боспорские монеты с дифферентами связаны с влиянием официального культа Геркулеса (Геракла) во II-III вв. н.э. Однако культ Геракла прослеживается и здесь значительно раньше.

        «Наличие изображения Геракла на двух типах синдских монет из трех [Шелов 1956. 43] также свидетельствует о важности культа этого героя на азиатской стороне Боспора. Изображение Геракла, натягивающего лук, может быть намеком на легенду о Геракле и змееногой деве [Hdt. IV, 7 sq]. Если предположить связь аверсного изображения Геракла с реверсным изображением головы коня, которое обычно трактуется только с экономической точки зрения, то мы получим еще одно указание на эту легенду. Изображения Геракла и лошади на синдских монетах могут свидетельствовать о том, что та же самая или аналогичная скифской генеалогическая легенда бытовала и в среде синдов».

        Изображение лука и стрел на монетах, часто имеющих с лицевой стороны изображение Геракла, с одной стороны отвечало мифу, где он назван лучшим стрелком, а с другой роднило его с местной, скифской традицией. Стрельба из лука в среде кочевых скифов была чрезвычайно развита и популярна. С местным населением роднило культ Геракла и наличие рудиментарных черт шаманизма, присущих этому герою.

        О наличии культа Геракла свидетельствуют многочисленные надписи из Пантикапея, Нимфея, Мирмекия. Обнаруженные на Боспоре надписи (как лапидарные, так и граффити) с именем Геракла, изображения этого божественного героя и его атрибутов на монетах, в терракотах и другие памятники свидетельствуют о его большой популярности здесь на протяжении многих веков.

        В херсонесском пантеоне, Геракл занимал второе место по значимости после Девы. Являясь для Северного Причерноморья божеством во многом синкретическим, Геракл впитал в себя особенности многих местных культов.

        О распространении на Боспоре культа Геракла свидетельствуют и многочисленные имена, связанные с именем Геракла. Следует отметить популярность имени Гераклид в среде боспорской знати.

        Наибольшей популярности культ Геракла достиг во 2-й пол. II в. до н.э., что фиксируется в частности широким распространением изображающих этого героя терракотовых статуэток. Скорее всего, правящая династия Спартокидов, стремящаяся в кризисной ситуации того времени укрепить свои династические позиции, принимала специальные меры, направленные на развитие почитания Геракла.

        На монетах времен Радамсада изображена палица - непременный атрибут Геракла, совершенно не характерный для Христа. То же свойственно монетам Рескупорида VI, на которых с лицевой стороны изображен бюст царя и надпись «BA?????? ?????????????», а на оборотной стороне – снова палица Геракла, которого, по всей видимости, правители Боспора считали своим небесным покровителем и одновременно олицетворением царской власти.

        Также атрибуты Геракла и (или) его изображения присутствуют на следующих типах монет монетах. Сам факт столь многочисленных монетных кладов уже исключает любые возможности фальсификации.

        Нельзя обойти стороной и еще один аспект культа Геракла. В Северном Причерноморье он принимает явные хтонические черты, что противоречит светлой сущности Христа. Связанно это с наличием архаических греческих черт в облике героя и с влиянием на культ религиозных представлений местной варварской среды. Изображения Геракла помещались в могилы, что очевидно связанно с древними представлениями об этом герое, как о победившем смерть.

        Как мы видим, культ Геракла на отдельно взятом археологическом материале, даже без привлечения письменных источников прекрасно известен и замечательно прослеживается, и главное, не связан с распространением христианства. Поэтому очередная мысль господ Фоменко и Носовского абсурдна сама по себе.

    Бойко-Великий В.В.: Благодарю. Вопросов нет…

    Вернуться >>>

    Православный календарь

    7533 год от сотворения мира
    2024 год от Рождества Христова

    Сегодня
    05 мая
    (21 апреля ст.с)

    05 мая
    Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918); мч. Димитрия (1942). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апп. Нафана́ила, Луки и Климента (I). Прп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.).


    06 мая
    Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы.

    Обращение
    В.В. Бойко-Великого

    К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

    Награды Фонда



    Поиск по сайту


    Фотогалерея

    Выступление священника

    Популярное на сайте

    Авторская мода


    Русский, одевайся по-русски!


    Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


    Пожертвовать

    Внести пожертвование.


    ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр