Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

  • Открытие конференции
  • Пленарные доклады - первый день конференции
  • Пленарные доклады - второй день конференции
  • Закрытие конференции
  • Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами
  • Пленарные доклады - первый день конференции


    Шишкин И.С., к.п.н., заместитель директора Института стран СНГ, проф. РГТЭУ

    Концепция «Русского мира» Святейшего Патриарха Кирилла и борьба за прошлое и будущее России.

    (стенограмма выступления)

        Так получилось, что два доклада подряд посвящены концепции Русского мира и, естественно, фальсификации русской истории. О фальсификации истории говорится много и чаще всего речь идет о том, как нужно противодействовать фальсификации. Я сегодня хочу поднять несколько иной аспект этой проблемы. А во имя чего мы противодействуем фальсификации? Сегодня в первой половине нашего собрания выступал депутат Мединский, и очень убедительно показал, что за историческими изысканиями, сейчас заполонившими Западную Европу, за пересмотром истории Второй мировой войны стоит вовсе не поиск исторической истины, а стоят определенные геополитические интересы определенных стран Запада.

        Фальсификация истории на постсоветском пространстве – она также завязана на стратегические интересы и независимых государств, которые нечаянно-негаданно обрели самостийность и которые, конечно, опасаются, вполне законно опасаются, исчезнуть, как ночной кошмар, когда в России пройдет кризис. Они прекрасно помнят, что после кризисов и катастроф Россия умеет собирать землю. Так мы возвращаем наши вотчины – все это по истории изучали. Следовательно, им необходима историческая политика. Им необходима концепция оккупации. Необходима концепция идеи «Россия – Империя зла», источник всех бед нации. Таким только способом можно заранее блокировать возможные центростремительные тенденции.

        Точно также и в самой России – фальсификация истории очень даже здесь у нас распространена, и мы это тоже хорошо знаем. Но ведь она возникла опять-таки не недавно. И появилась она уже более ста лет назад. Академик Панченко в одной из своих работ, по-моему, очень четко сформулировал, что в 40-е гг. XIX веке в России появился новый слой людей, в сознании которых произошло отождествление понятий «зла» и «России». И они стали побороться не со злом в России, а с Россией как источником зла. Такая борьба, продолжающаяся уже два столетия, она неизбежна тоже привлекла внимание к истории, к пересмотру истории, и тоже совершенно не случайно.

        Если мы обратимся к дневникам писателя Достоевского – там он говорит об опасных экспериментах, которые в то время шли с русской историей. Мы не сейчас стали ее переписывать и открывать новые, неведомые страницы. Вот что пишет Ф.М. Достоевский: «Надобно бы, чтобы такой народ, как наш, не имел истории, а то, что имелось под видом истории, должно быть с отвращением забыто им всё целиком. Их цель достигнуть того, что народ застыдиться своего прошлого и проклянет его. И сам же Достоевский в образе Смердякова показывает, что если народ усвоит такой взгляд на историю, то существовать не сможет».

        Давайте проведем параллель – Смердяков, который рассуждал о том, что было бы полезно, что глупая нация проиграла войну умной нации. Это ничего не напоминает нам из разговоров конца 80-х-90-х гг.? Это все одно явление. Это говорит о том, что пересмотр истории – это не историческая проблема. Это вызов самому существованию России, русскому государству, народу и русскому миру.

        Если восторжествует фальсификация истории на Западе, мы это слышали от депутата Мединского: территориальные претензии, компенсации и пр., вплоть до расчленения России. Если она восторжествует на постсоветском пространстве, то те, которые сейчас вне российского государства, потеряют свою русскую сущность. Если восторжествует здесь у нас, то это Смердяков. И в том, и другом случае, эта реальная угроза существования для русского народа. Именно этим я объясняю ту реакцию на фальсификацию истории, которая сейчас происходит в нашем обществе.

        Посмотрите, проходят одна за другой конференции. В дискуссию включились люди самых разных профессий. Зайдите в интернет, посмотрите, там учителя, врачи, инженеры с пеной у рта отстаивают те или иные исторические проблемы. Почему? Всех озаботила чистота исторического мундира? Нет, они почувствовали угрозу, потому что там речь идет о прошлом, но стреляют в будущее, почувствовали угрозу себе, своим детям, своим внукам.

        Это осознала даже наша власть, которая отреагировала, и создала специальную Комиссию, которая теперь этим ведает, что тоже показательно. Однако, несмотря на то, что последние где-то года два у нас в стране идет активная борьба на общественном в основном уровне против фальсификации истории, похвастаться нам нечем. По-моему, в июне месяце были опубликованы очень тревожные данные социологического опроса (Левада-центр проводил) о причинах начала Второй мировой войны. А мы помним, что это ключевой пункт фальсификации Второй мировой войны доказать, что Советский Союз и гитлеровская Германия – в равной ответственности за ее начало. Так вот, 33% граждан Российской Федерации с эти тезисом согласились. Да, мы можем говорить, что 67% не согласны. Это прекрасно, но 33% граждан с этим уже согласны. Они уже чувствуют, что они виноваты в начале Второй мировой войны.

        Еще тревожней то, что этот опрос проводился и к 60-летию Победы (сейчас это было к 65-летию Победы). Так вот, за пять лет количество согласных с этой точкой зрения увеличилось на 6%. Тенденция не в нашу сторону. Вчера на сайте нашего института мы опубликовали документы, связанные с прошедшей недавно страноведческой конференции в Белоруссии. И там рассматривался вопрос о том, что прошла перепись в Белоруссии и исчезло несколько сотен тысяч русских, на Украине исчезло 10 миллионов). В Белоруссии пока не миллионы. Они не уехали из Белоруссии. Они сменили идентичность. Они записались белорусами.

        Задавался вопрос «почему»? Потому что уже не очень уютно, не потому что репрессии, внутренне, нравственно как-то быть сопричастным этому «миру зла» не хочется. И они себя начинают записывать белорусами. А среди белорусов еще, слава Богу, тоже маленький процент, но тенденция – появляются литвинские теории, о том, что мы литвины, о том, что у нас совсем другие корни и т.д. Почему такое происходит? Почему борьба с фальсификацией истории не дает пока нужного результата?

        На мой взгляд, здесь есть, конечно, несколько причин. Одна из них. Фальсификаторы истории не только очерняют, они не только отрицают, но они дают людям как бы иллюзию выхода. Они дают им новый проект. Да, вот была империя зла», которая вас подавляла. Мы открываем вам новые двери, вы древний, украинский народ, ничего общего не имеющий с этой варварской Московией. Вот она ваша перспектива. В Белоруссии им рассказывают о том, что было великое княжество литовское – это и было белорусское золотое время. А потом опять-таки пришла новая имперская Москва, и все подавила. А сейчас у вас снова появляется возможность обрести свою европейскую сущность. Людям дают перспективу, а не только отрицают. Да и у нас в Москве, да и в России в целом, когда занимаются фальсификацией истории, в целом, о чем говорят? Да, все это было гнусное, это все тоталитарное прошлое, но как путеводная звезда общечеловеческие ценности – европейский выбор.

        А что делаем мы? Мы пока, к сожалению, сражаемся только, в основном, со средствами. Пересмотр истории – это средство для достижения геополитических целей. мы же сражаемся со средствами. Это одна из причин поражений. Потому что когда обороняешься вообще – всегда сложнее. Ты опроверг одну ересь в адрес своей стороны, завтра появилось 50 новых. Кроме того, мы имеем дело с общественным сознанием. Даже мы опровергли какие-то теории, но старая поговорка: ложки нашлись, а осадок-то остался. Это же действует.

        Самое главное – это то, что мы долго не решались перевести этот спор именно в спор о цивилизационном выборе. Ведь если фальсификация истории – это угроза основам нашего существования, то защититься можно, опровергая. Это первая реакция, а второе, – сохраняя и развивая свои основы. Если мы не сохраняем и не развиваем свои основы, то бесполезно обороняться. Мы будем оборонять пустое пространство. А вот об этом у нас умолчание. Почему? Тоже понятно.

        Что у нас объявлено официальной политикой? Европейский выбор. Европейские ценности. Правильно? Где дети нашей элиты? В Лондоне. А как называются поселки, в которых еще вынуждена жить значительная часть нашей элиты? Шервуд, Гринфильд, Риверсайд. Но пока, к сожалению, они здесь в Подмосковье. И получается шизофреническая ситуация. Если они говорят о том, что мы должны внедрить европейские ценности, хорошо, что, конечно, в отличие от фальсификаторов, говорится о том, что постепенно.. Убеждая людей, а не ломая через колено... И при этом пользуясь фальсификаторами, – сразу видно противоречие.

        Господа! Но ведь эти европейские ценности давным-давно бы процветали, наверное, на этой земле, если бы, например, когда-то православное братство Западной Украины и Белоруссии не стали на смерть в духовном плане, да и не только в духовном против унии. Если бы наши предки отреклись от своей православной веры.

        А если бы вообще русского православного народа не было? Да здесь бы давным-давно процветали европейские ценности. Сейчас речь шла об Украине. Не так давно наш первый вице-премьер Шувалов на совещании, посвященном как раз интеграционным процессам на постсоветском пространстве произнес просто гениальную фразу: «В любом случае, какой бы формат свободной торговли ни получился, базовые принципы экономического законодательства Европейского Союза через Россию будут проложены на всё пространство СНГ».

        Вот оказывается, в чем дело: чтобы через Москву принести в Украину базовые принципы европейской цивилизации. Правда не понятно, извините за выражение, с какого перепуга, украинцы будут брать эти базовые ценности из Москвы. Они могут обратиться в Брюссель и там их напрямую получат. И с какой стати Брюссель уполномочил Москву... свои ценности внедрять на постсоветском пространстве?

        Я думаю, что такие природные европейцы как англосаксы, немцы сделают это быстрее и лучше самых европеизированных москалей. Выход из этого противоречия, казалось бы, непреодолимого, был предложен чуть больше года назад Святейшим Патриархом Кириллом, когда он сформулировал концепцию Русского мира как цивилизационного выбора нашего народа. Когда он сказал, что этот Русский мир – не просто абстракция, а Русский мир – это православная цивилизация. И сказал о том, что она должна развиваться и существовать. Сказал о том, что в основу ее должна быть положена социальная концепция Русской Православной Церкви, должно быть положено православное учение о правах и обязанностях человека и т.д. Вот та ценность, во имя которой мы и можем, и должны противостоять фальсификации истории и то ядро, за которое мы должны бороться.

        И последнее. К сожалению, надо признать, прошло более года, как эта концепция была сформулирована, если набрать в Яндексе «русский мир», то вы увидите, что фонд «Русский мир» очень важный, но он занимается другим; вы увидите страховую компанию и вы увидите выступление самого Святейшего Патриарха на Украине. В России все с ней согласились, никто не выступил против. Но претворения ее в жизнь пока мы не видим.

    Бойко-Великий В.В.: Прошу, есть ли какие-нибудь вопросы к докладчику?

    Бондаренко Ю.К., фонд «Возвращение»: А что надо сделать, чтобы претворить в жизнь эту концепцию?

    Шишкин И.С.: Первое, что нужно сделать – это заняться пропагандой самой этой идеи. Пропаганда – мощнейшее оружие, люди должны узнать, что они принадлежат к самобытной русской православной цивилизации. Второе – это уже политики должны работать.

    Архиепископ Ионафан: Сторонники киевоцентристкой идеи предлагают ввести предмет «Русский мир» во все уровни школ.

    Венедиктов В.Ю.: Словосочетание Московский Патриархат и Русская Православная Церковь равнозначны. И Украинская Православная Церковь – это не шизофренизм?

    Архиепископ Ионафан: Святейший Патриарх Кирилл думает, что Московский Патриархат шире Русской Православной Церкви, это своего рода конфигурация местных структур во всех странах мира.

    Вернуться >>>

    Православный календарь

    7533 год от сотворения мира
    2024 год от Рождества Христова

    Сегодня
    05 мая
    (21 апреля ст.с)

    05 мая
    Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918); мч. Димитрия (1942). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апп. Нафана́ила, Луки и Климента (I). Прп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.).


    06 мая
    Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы.

    Обращение
    В.В. Бойко-Великого

    К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

    Награды Фонда



    Поиск по сайту


    Фотогалерея

    Митрополит Калужский и Боровский Климент открывает выставку
    Кристина Волина, сотрудница Фонда «Русский наследник»
     Покупатели были очень довольны что могли пообщаться с автором новой книги.

    Популярное на сайте

    Авторская мода


    Русский, одевайся по-русски!


    Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


    Пожертвовать

    Внести пожертвование.


    ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр