Публикации

ВОССТАНОВИТЬ ПРЕРВАННУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ТРАДИЦИЮ!

Вторая седмица Великого Поста называется Неделей Торжества Православия. В наше время священнослужители в воскресных проповедях обычно поясняют, что этот праздник установлен в 843 году в Византии, когда св. императрица Феодора окончательно низвергла ересь иконоборчества и восстановила православные каноны Церкви. Диакон Андрей Кураев характеризует его, как «день памяти победы над последней из больших ересей эпохи Вселенских соборов».

Но стоит отметить, что до революции в годичном цикле богослужений Неделя Торжества Православия занимала совершенно особое место, для нее существовал специальный чин, и данный праздник считался чрезвычайно важным, отмечался в нашей стране ярко и величественно. Обратимся к дневникам святителя Николая Японского, описавшего этот обряд 1 марта 1870 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга:

«Собор был залит народом; то было живое море, тихо, без шума колебавшееся тем колебанием, когда на море видны только легкие струйки. Если в Пасху собор вмещает… до 20 тысяч народу, то сегодня, наверное, было не меньше 15 тысяч... Трогательно зрелище такой массы народа, стоящей как один человек в молитвенном духе пред Лицом Всевышнего!... Но что за трогательная и торжественная минута, когда, в конце молебна, протодиакон (Пятницкий) взошел на кафедру и запел: "Кто Бог Велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, Творяй чудеса Един!"

То настала минута, единственная в году, когда Церковь, как Богоучрежденное Общество, торжественно повторяет свои Правила, свой Символ, и торжественно же заявляет, что все, кто не хотят держаться этих правил, отвергаются ею, как не ее члены, а чужие ей, прежде ее слова сами собою уже отлучившиеся от общения с нею… По прочтении Символа протодиакон громогласно прочел: "Сия Вера Православная, сия Вера Отеческая, сия Вера вселенную утверди!" То – твердый голос Церкви, провозглашающей свои правила; нет в нем мягких нот, нежных звуков; нет надежды врагам Церкви на слабость ее, малодушные уступки и сделки; веяние Духа Божия, сказавшего: "Врата адова не одолеют ей!", слышится и ощущается во время того пения.

По восхвалении Бога, Зиждителя Церкви, и Святых Отцов, богозданных столпов ее, протодиакон стал провозглашать: "Неверующим в Бога - Творца вселенной, а мудрствующим, что мир произошел сам собой и держится случайно, - анафема! Неверующим в Искупителя и Искупление - анафема! Неверующим в Святаго Духа - анафема! Не верующим в Святую Церковь и противящимся ей - анафема! Не почитающим святые иконы - анафема! Изменникам Отечеству и Престолу - анафема!" При каждом провозглашении слышалось троекратное пение слова: "Анафема!"

Боже, что за впечатление этого пения!... Слышится голос невидимых певцов, подтверждающий голос Церкви, отлучающий несчастных, уже отлучивших себя самих; но то – голос, растворенный печалью и любовью; то – рыдающая мать, отвергающая своих недостойных детей, но еще не без надежды для них; им вслед звучит нота материнской любви, без слова зовущей их опять на лоно матернее – не опомнятся ли несчастные, не тронет ли их скорбь матери, не оглянутся ли они на свое положение и не познают ли весь ужас его? Без слез, без рыданий невозможно было слушать это трогательное "Анафема!"… Это чудное, и грозное, и любвеобильное "Анафема!" еще звучит у меня в ушах, им полна моя душа, и я плачу в сию минуту слезами умиления».

Как видим, богослужебный праздничный чин Недели Торжества Православия традиционно, еще по канонам, пришедшим в нашу страну из Византийской империи, включал в себя утверждение Символа и догматов Святой Церкви, а наряду с этим – анафему безбожникам, еретикам, к которым однозначно приравнивались также изменники Отечеству и Престолу.

Представляется важным подчеркнуть совпадение, что в последний раз данная служба совершалась в России 19 февраля (4 марта) 1917 года. Революция началась через четыре дня после этого, как раз в Неделю Торжества Православия. Таким образом, все лица, инициировавшие и поддержавшие переворот, заведомо попадали под вечное проклятие. Стоит ли удивляться последующим бедствиям?

В 1918 году описанный чин с анафемствованием безбожников и изменников по понятным причинам уже не служился. У власти находились большевики, и подобный обряд означал бы открытый вызов им со стороны иерархов Церкви. Но и решений об отмене традиционного обряда празднования Недели Торжества Православия в материалах Поместного Собора 1917 – 1918 гг. найти не удается. Очевидно, он был упразднен «явочным порядком», поскольку его сочли слишком опасным, и священнослужители не желали навлекать репрессии на себя и паству.

Однако сейчас таких причин давно уже нет. А духовная суть древнего чина празднования Недели Торжества Православия представляется по-прежнему ключевой для сохранения и укрепления Христовой Веры. Мало того, в наши дни она становится весьма актуальной в связи с нарастающими внешними и внутренними угрозами для безопасности нашего Отечества. Поэтому мы, православные миряне, обращаемся в Священный Синод Русской Православной Церкви с настоятельным прошением рассмотреть данный вопрос и восстановить в богослужебных канонах прерванную дореволюционную традицию – столь важную и никем не отмененную. Ведь это необходимо именно для Торжества Православия. 

Валерий Шамбаров и Региональная общественная организация «Единые народные общинные товарищества» (РОО «Е.Н.О.Т.)


Дата публикации: 01.03.2017

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7528 год от сотворения мира
2018 год от Рождества Христова

Сегодня
22 апреля
(08 апреля ст.с)

22 апреля
Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иоcифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).


23 апреля
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249–251). Сщмч. Флегонта пресвитера (1938); мч. Димитрия (1942). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Сщмч. Григория V, патриарха Константинопольского (1821).

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

 Свежий тираж книги о Григории Распутине стал событием выставки.
 Профессор, историк А.Н. Боханов провел автограф-сессию на стенде Русского издательского центра.

Популярное на сайте

Русский, одевайся по-русски!


Авторская мода


Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Премьер-министру России В.В. Путину


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр