События

Cегодня Церковь празднует память
святителей Василий Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста 

Три святителя жили в IV-V веках, они были участниками и свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости, запрещение жертвоприношений, закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать не могли в короткое время изменить мировоззрение целой империи. Язычество инертно продолжало бродить по ней. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма – плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Икона трех святителей из исторического музея г. Санок, Польша

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские идеалы веры, надежды, любви, самоотвержения и высокой нравственности, принимать участие в решении догматических вопросов. До сегодняшнего дня Православная Церковь совершает чинопоследования Литургии, сердцевины которых составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Жизнь и творения этих отцов Церкви помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

История установления праздника трех святителей относится ко времени правления императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Описываемое событие прочно уже вошло в сокровищницу церковного Предания, и мы совершаем память трех святителей и по сей день.


Дата публикации: 12.02.2013

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Православный календарь

7534 год от сотворения мира
2025 год от Рождества Христова

Сегодня
05 мая
(22 апреля ст.с)

05 мая
Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613). Сщмч. Евстафия пресвитера (1918); мч. Димитрия (1942). Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834). Апп. Нафана́ила, Луки и Климента (I). Прп. Виталия (609–620). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.).


06 мая
Вмч. Георгия Победоносца (303). Сщмч. Иоанна пресвитера (1940). Мц. царицы Александры (303). Мчч. Анатолия и Протолеона (303).

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

 Свежий тираж книги о Григории Распутине стал событием выставки.
Народ требует от власти соблюсти закон и решения судов!
Патриарх Кирилл знакомится с каталогом, подаренным ему организатором выставки В.В. Бойко-Великим.
Президент агрохолдинга "Русское молоко" В.В. Бойко и  заместитель министра культуры РФ А.Е. Бусыгин
Показ коллекции "Весна-лето 2012".

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр